Автоматическое счисление координат

Выбор системы коор іинат дія ре­шения навигационных задач, н тем числе для автоматического счисления пути, определяется возможностями НВУ, простотой алгоритмов и удоб­ством использования получаемой с помощью АНК ннфюрмацни С этой точки зрения, а также простоты ма­тематических зависимостей, описыва­ющих решение навигационных задач, наиболее приемлемой оказалась част­ная ортодромнческая СК OSZ, в ко­

торой ось OS совмещают с ЛЗП уча­стка маршрута, a OZ строит перпен­дикулярно первой оси. В ЧОСК все вычисления выполняются по форму­лам прямолинейной тригонометрии, что существенно упрощает алгорит­мы счисления и коррекции и снижает требования к ИВУ.

В любой системе координат, фор­мулы счисления пути («.основные сравнения счисления») имеют пид:

і I

Ч-1І0+ .1 Udr. l= So + .1

o’ 0 s

(161)

где г)0, !o — абсолютные координаты ВС в момент начала счисления (/=0) или полученные в процессе коррекции; — составляющие

путевой скорости по осям нспользу емой навигационной СК-

В ЧОСК координаты ВС, онреде ляемые с использованием АПК:

t

,Ч(, ,s0 я dt -$ЄЧ.

(16.2)

А г0 W2 dt 20 7СЧ.

0

Абсолютные координаты ВС в систе­ме OSZ So и го выставляются вруч­ную или автоматически в момент на­чала счисления или н процессе кор­рекции. Вторые слагаемые н (16.2)

і і

sC4 J UP, dt: z,.., tt"2 dt (16.3) о b

получаются в результате счисления. Они представляют собой относитель­ные координаты или приращения аб­солютных. Таким образом, счислен­ными координатами являются только

ч, ч, 2Сч, но н практике самолетокож іенкя ими называют величины sr и г,. Это понятие используется во всех нижеследующих рассуждениях.

Относительные координаты s,

Zc ч могут онр делиться двумя мето дами.

двойным интегрировани­ем ускорений движения ВС

It II

sC4 — j I as didf. zr4 і J didt, о b oo

(16 4)

где a,, di — измеренные акселеромет­ром ускорения в направлении всей OS и OZ

Этот метод используется в инерци­альных навигационных системах:

интегрированием по вре­мени составляющих путе­вой скорости по осям навигаци­онной СК в соответствии с (16.3). Путевая скорость может быть изме­рена топлсровским измерителем или вычислена решением навигационного треугольника скоростей. Различают режимы счисления; курсо-доплеров ский и курси воздушный (азрометри ческий).

При курси доплеровском счислении координат исподьзуется информация о путевой скорости и угле сноса от ДИСС и кур^а полота от КС. а также иеличина вручную вводимого угла карты (Р„), измеряемого от положи­тельного направления начала отсчета путевого угла (и курса) до оси OS. При счислении в ЧОСК угол карты равен путевому углу (рк = ОЗГ1У), так как ось OS говна іает с ортодро мической ЛЗП. Курсо-дгплгровское счисление относительных коортинат осуществляется решением уравнений (рис. 16.2);

і I

S,:4 j ( W COS(Рф—

о b

І

Pi’.)dl f W cos(y — f-a p,:) dr.

0

г,.ч і Vt dt j U’ sin (Рф —

о b

t

— P„) dt — I № sin (у t a — PhW/.

о

(16.5»

где Рф — фактический нутеной угол (Рф = у+а).

В процессе работы АПК в курсо донлеровск м режиме автоматически

определяются и в ИВУ запоминают­ся направление 6Н и скорость вет­ра U:

fe lF,-P,=U!7coS(v+ +а-рк) — V cos (y-f P„), l’г — Wi — Vz — W sin (y+

-f а —P.,) — PSIn (у — Рк)

Используя величины U, и (Ух, нахо-

1ИМ

u-Vui+Щ.

6„ = рк+Д6, если У» > 0;

6„ — 6М Лб-J- 180, если Ua< 0,

(16.6)

где Д6 = arc tg UJU, — острый угол с учетом знаков, составляющих U, и U-

При курсо-воздушном способе счисления координат sC4. гсч исполь­зуется информации от датчика курса и системы возтушных сигналов, угол карты, а также параметры ветра, за­помненные НВУ и.™ вручную вве­де. шые оператором. Перечисленные навигационные параметры позволяют получить составляющие воздушной скорости и скорости ветра (рис. 16.3):

Vs У cos (у-Р„) и Vz =

= У sin (у—Рк);

cos (6„ —Р„) и Uz = U sin (6„ —ри).

а затем — необходимые для счисле­ния координат составляющие путевой скорости

w,*=v.+u. и vt = vt+ut

Следовательно.

SC4= f IУ cos (у —Pk) + 6

+ U cos (6„—Рк)] dt,

гсч= J V sin (у—Рк) + о

+ U sin (6„-рн)1 dt.

Курсо-воздушный режим работы АНК используется при отказе или неустойчивой работе ДИСС.